четверг, 2 августа 2018 г.

Село Худынское. Забота о храме



Началось обследование колокольни Богоявленского храма с. Худынское. Для этого задействовали пожарную вышку с выпуском стрелы 50 метров. Выполнена фотосьемка поврежденного шпиля колокольни. Сегодня 27 июля проведено собрание жителей с. Худынское, на котором постановили всем миром восстанавливать шпиль колокольни храма. Выбрали инициативную группу, наметили ряд мероприятий по сбору средств. На собрании присутствовали глава адм Лухского района Смуров Н И, благочинный иерей Е Галкин, жители села.



До революции церковь находилась в селе Богоявленское старое, которое в дальнейшем вошло в состав Худынского.
Согласно данным, опубликованным в 1863 г. И.Беляевым, в храме существовали престолы: во славу Богоявления Господня и в честь Святителя Николая, св. мученицы Параскевы, и преподобного Макария Унженского.
Эти места связаны с жизнью русского святого Макария Унженского (1349-1444). Здесь, на противоположном берегу, у впадения р. Добрицы в Лух, преподобный Макарий основал в начале XV века свой первый монастырь, известный как Вход-Иерусалимский монастырь, а также как Болдырева или Макарьевская Богоявленская Луховская пустынь. В начале XVII века монастырь был разорён поляками, а в 1763 г. упразднён. До революции в селе Болдырева пустынь (в 2-х верстах от Худынского, на противоположном берегу Луха) существовала Богородицкая церковь, разрушенная в советское время.
Рядом с храмом находится старинное кладбище. Здесь у кладбища, на берегу Луха существует место, особо чтимое в память о пребывании здесь преподобного Макария.
*****************************************************************
Расположена в центре села, на высоком берегу, полого спускающемся к р. Лух. Территория храма, включающая старое кладбище (к северу от него), с трёх сторон окружена оградой 2-й пол. 19 в., западный отрезок которой проходит по красной линии главной улицы. Строительство церкви, заложенной, возможно, еще в 1-й четв. 19 в., было завершено в 1841 г. Кирпичные стены окрашены по штукатурке (у колокольни - по обмазке). Необычно крупная для сельской местности, своеобразная по объёмному построению церковь - интересный пример провинциального зодчества, сочетающий формы разных стадий развития классицизма. Большую художественную ценность представляет частично сохранившееся внутреннее убранство.
Тяжёлый массивный двусветный четверик со скруглёнными углами, ориентированный по оси север-юг, служит основанием для мощного высокого двухъярусного восьмерика, также растянутого в плане по поперечной оси. Уплощённый восьмигранный купол с люкарнами по сторонам света увенчан миниатюрным световым барабанчиком с луковичной главкой. Немного суженная по отношению к четверику низкая апсида имеет нетрадиционную дугообразную в плане форму. С запада к основному объёму примыкает такая же низкая, сильно вытянутая по продольной оси трапезная, объединённая с четырёхъярусной колокольней, увенчанной шпилем.

В трактовке фасадов храма отразились черты раннего и зрелого классицизма с отзвуками барокко. Чуть западающие скруглённые барочные углы четверика отделаны ленточным рустом. Его боковые фасады в три оси (нижние проёмы прямоугольные, верхние - круглые) акцентированы более поздними высокими четырёхколонными тосканскими портиками с треугольными фронтонами. В обработке стен первого низкого яруса восьмерика, каждая грань которого прорезана крупным полуциркульным окном, также использован мотив руста, веерообразно сходящегося к проёмам. Верхний ярус восьмерика завершён антаблементом с дополнительной гладкой полосой, напоминающей аттик. Диагональные грани раскрепованы в карнизе, на углах поставлены тонкие трёхчетвертные тосканские колонки. Прямоугольные окна этих граней (как и окна первого яруса четверика) дополнены прямыми сандриками на консольках. Грани, ориентированные по сторонам света, акцентированы большими арочными нишами. В поле ниши на уровне пят арки проходит декоративный карниз, отделяющий полукруглую верхнюю часть арочного окна от прямоугольной нижней, с трёхчетвертными ионическими колонками по сторонам. Стены апсиды обработаны ленточным рустом, прерываемым арочными нишами с прямоугольными окнами в них. Центральная ось выделена ризалитом-портиком из четырёх спаренных на углах тосканских колонок, поддерживающих антаблемент и треугольный фронтон. В трапезной поперечная ось симметрии отмечена на фасадах фронтонными портиками из четырёх тосканских колонн, поставленных вплотную к стенам. Над прямоугольными окнами помещены горизонтальные филёнки.
Ярусы колокольни (квадратные со срезанными углами) с несколько плоскостным декором выдержаны в позднеклассицистическом духе. Каждый из них завершён мелко профилированным карнизом, в верхнем и нижнем ярусах над ним имеются филёнчатые аттики. Срезанные углы двух верхних ярусов украшены тосканскими полуколонками.
Четверик перекрыт сомкнутым восьмилотковым сводом на тромпах; апсида - конхой; большой зал трапезной и выделенный в её западной части притвор - лотковыми.
Наиболее ранняя роспись, выполненная клеевыми красками в 1840-х гг., расположена на западной стене четверика, а также - в виде орнамента - в обрамлениях верхних окон. Вероятно, первоначально живописный декор этим ограничивался. К нач. 20 в. относится масляная живопись на стенах четверика и в алтаре. В трапезной роспись масляными красками исполнена в 1974 г., первоначальная стенопись - интересный образец монументальной живописи сер. 19 в., композиции выполнены под влиянием барокко и выделяются своей необычной иконографией. Колорит основан на холодных разбелённых тонах, более интенсивно по цвету "Снятие с креста".
В своде написаны восемь сцен на тему "Сотворение мира", исполненные бурной динамики. Необычно расположение в тромпах сюжетных сцен, из них сохранилось лишь "Снятие с креста" (в северо-восточном тромпе). Эта композиция явно ориентирована на западноевропейские барочные образцы, судя по экзотическим одеяниям, подчёркнутой пластике объёмов и напряжённой эмоциональности. На западной стене, над аркой помещена уникальная по сюжету композиция "Истинное начертание беззаконного над Иисусом приговора, найденного закопанным в земле Наканион", где изображен Христос (в иконографии "Христос в темнице"), окружённый членами синедриона, держащими в руках свитки с приговором.
Вторая группа росписей, типичных для нач. 20 в., содержит евангельские сцены, выполненные в духе позднего академизма. Они расположены в нижнем ярусе западной стены и в алтаре, где выделяется редко встречающаяся сцена "Литургия Сергия Радонежского".
Главный четырёхъярусный иконостас выразительный памятник 1840-х гг. в стиле позднего классицизма, отличающийся сложной монументальной композицией. Его боковые грани слегка заходят на прилегающие стены, а верхний ярус сужен. Иконы основных чинов одновременны иконостасу, местного - 2-й пол. 19 в.
Средняя часть выделена эффектной аркой, опирающейся на четыре колонки. Она украшена перспективно сокращающимися кессонами с розетками и пологим фронтоном над ней. Повышенный центр верхних ярусов усиливает устремлённость ввысь всего сооружения. Завершает иконостас сцена "Воскресение", увенчанная резной короной. Разномасштабные колонки во всех ярусах поддерживают антаблементы с богато украшенными резьбой фризами. Отличающийся ясностью рисунка резной декор в обрамлениях икон и в филёнках под ними включает розетки, пальметты, ветви лавра, орнамент в виде лиры. Выделяется композиция в завершении второго яруса, состоящая из двух коленопреклонённых ангелов (горельеф) в обрамлении нависающих над ними драпировок. Фон иконостаса голубой, детали позолочены.
Царские врата, перенесённые сюда из более раннего иконостаса, - яркое произведение в стиле барокко 2-й пол. 18 в. Состоят из пяти картушей прихотливой формы с сочной объёмной резьбой. Иконы "Благовещение" и евангелисты выполнены в духе древнерусской живописи кон. 17 в. Композицию венчает изящная резная корзинка с букетом цветов. Киоты (вероятно, также перенесённые) у боковых стен четверика с пышной барочной резьбой относятся к кон. 18 - нач. 19 в. В трапезной расположены два придельных иконостаса, соединённые аркой. Эти типичные для русского стиля произведения, выполненные в кон. 19 в., представляют собой небольшие двухъярусные сооружения с завершающим киотом по центральной оси. Накладная и сквозная резьба, плотно покрывающая фризы и царские врата, несколько тяжеловата в деталях. В северном приделе сохранилась икона с изображением Макария Унженского и данного храма Богоявления (видимо, копия его архитектурного проекта), имеющая надпись: "Написана сия святая икона в 1843 г. декабря 15 в селе Палехе мает. Григорием Хреновым".
В притворе находится иконостас простых форм нач. 20 в., на стенах - иконы 19 в., написанные в традициях живописи 17-18 вв. Кирпичная побелённая ограда скромный пример архитектуры малых форм периода эклектики. На невысоком цоколе установлены столбы, соединённые изящной металлической решёткой. В западной стороне ограды, напротив колокольни расположены ворота с высоким центральным проездом и пониженными проёмами калиток (все с арочными профилированными завершениями и килевидными подвышениями внешнего абриса).
Беляев, 1863, с. 212-213.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 672-677

Комментариев нет:

Отправить комментарий