Святые и святыни Лухской земли


Преподобный Тихон Луховской, Костромской



Преподобный Тихон Луховской, Костромской (в миру Тимофей), родился в пределах Литовского княжества и был там на военной службе. В 1482 году, не желая принимать униатство, он ушел из Литвы в Россию. Святой раздал все, что имел, принял постриг с именем Тихон и удалился в Костромскую епархию, в Луховские земли. Город Лук был отдан тогда князю Феодору Бельскому, вместе с которым преподобный Тихон пришел из Литвы. На берегу в урочище Копытовке преподобный Тихон поставил келлию.
Когда к нему в пустыню пришли два инока, Фотий и Герасим, преподобный ради них перешел за три версты от Копытовки, на более удобное место. Подвижники добывали пропитание трудами рук своих. Преподобный Тихон искусно переписывал книги, был хорошим токарем. По смирению он так и не принял священства. Скончался преподобный Тихон 16 июня 1503 года, в такой бедности, что ученики не знали, в чем его погребсти. Но к их утешению Суздальский архиерей прислал подвижнику свитку, в которой его и предали земле. Вскоре после его смерти на месте его подвигов устроилась обитель в честь святителя Николая Чудотворца.
В 1569 году при гробе преподобного Тихона начали совершаться исцеления больных, и его мощи были обретены нетленными. Но игумен Константин, который поставил их поверх земли, был поражен слепотой; получив прозрение, он сокрыл мощи преподобного в земле. С того времени началось почитание преподобного Тихона. Житие его с описанием 70-ти посмертных чудес было составлено в 1649 году.





Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский (Решемский) 

 

Преподобный Макарий родился в 1349 году в Нижнем Новгороде в семье благочестивых родителей Иоанна и Марии. По преданию, дом родителей преп. Макария находился в 7 саженях от Мироносицкой церкви; а с противоположной стороны в 7 саженях стоял дом, где суждено было родиться преподобному Евфимию Суздальскому, современнику святого Макария.

С детства он был обучен грамоте и проявил при этом особые дарования и любовь к учению. "От младых ногтей Христа Спаса возлюбив", со всем пылом юношеской души святой Макарий в двенадцать лет тайно уходит от родителей и принимает иноческий постриг в Нижегородской Печерской обители от святого Дионисия.

С искренним желанием, "гласом любезным Троицу воспевая", преп. Макарий начал иноческий путь спасения. Через три года его разыскали родители. Отец со слезами умолял сына вернуться домой или хотя бы повидаться с ним. Смиренный инок отказался исполнить просьбу родителей. "Лучше будет для нас обоих, – отвечал он, – если не увидимся здесь; но увидимся там – в вечности". Уступая настойчивым просьбам отца, преподобный Макарий протянул ему через стену руку, поцеловав которую благочестивый родитель вернулся домой.

Постнические и молитвенные подвиги св. Макария были необыкновенны. Пищу принимал он только для того, чтобы не умереть от голода. Ходил, как и прежде, с братией на трапезу, чтобы не показаться постящимся в глазах других. За свою подвижническую жизнь святой угодник Божий приобрел всеобщий почет и уважение. Тяготясь этим, Макарий решил уйти из монастыря и поселиться в безлюдном месте. Положившись на промысел Божий, он отправился странствовать.

Святой Макарий исходил немало земель. Известно, что в начале своего отшельнического подвига он подвизался на реке Лух, где построил себе хижину и стал жить в молитвенном уединении. Только "звери дикие", покорившиеся святому Макарию, изредка нарушали его безмолвие. Однако в скором времени и здесь собрались вокруг преподобного ревнители иноческого благочестия.

Тогда преподобный построил малую келию на берегу Волги, близ слободы Решма Юрьевецкого уезда, где через некоторое время основал обитель во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа. Есть неподтверждённые сведения, что преподобный Макарий побывал и на русском севере, возможно в Каргопольской земле.

Затем тайно удалился на берега озера Желтого, расположенного на левобережье реки Волги. Там он выкопал себе пещеру и с еще большим усердием продолжил иноческие подвиги. В 1434 году святой основывает Желтоводский Макариев монастырь во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы в устье реки Керженец. За 4 года существования обители к святому Макарию присоединилось немало монахов, обитель весьма прославилась. На её устроение немало жертвовал великий князь Василий Тёмный. Преп. Макарий, "обходясь ласково и беседуя с приходящими иноверцами", обратил в Православную веру немало мордвы, татар, марийцев и чувашей. Именно в Желтоводской Макарьевской обители святым Макарием был пострижен в монахи и наставляем преподобный Григорий Пельшемский.

Но расцвет новой обители длился всего 5 лет; в 1439 году татары под предводительством Мамотяка, сына казанского хана Улу-Махмета, напали на Нижний Новгород и разорили обитель святого Макария. Большинство монахов было убито, а святой игумен был уведён в плен в Казань. Однако из уважения к благочестию преподобного Макария, хан Улу-Махмет отпустил святого, "яко тиха, мудра, незлобива", и по его просьбе освободил еще до 40 христиан, запретив, однако, возобновлять монастырь на прежнем месте.

Преподобный Макарий, предав убиенных земле, отправился с теми, кто остался жив, в Галичскую землю, имея намерение основать там новую обитель. После долгого и трудного пути преподобный, которому было уже 90 лет, вместе со своими спутниками достиг реки Унжи. Здесь в 15 верстах от села Унжа на берегу одноименного озера, в 240 верстах от прежней обители, блаженный Макарий поставил крест и соорудил келию. В том же 1439 году он основал деревянную "Макарьеву новую пустынь" (известную впоследствии как Макарьевский Унженский монастырь). По пути из Казани в Унжу преподобный останавливался в Варнавинской пустыни, где беседовал со св. Варнавой Ветлужским. Во время этого переселения, "нося во устех непрестанные молитвы", преподобный насытил всех своих спутников чудесным образом ("чудо преподобного Макария о лосе").

На пятом году своей подвижнической жизни в Унже, прославившись "пощением и бдением, яко ангел", преп. Макарий заболел и 25 июля (7 августа по н. ст.) 1444 года, в возрасте 95 лет, святой мирно почил в Макарьевском Унженском монастыре. Во время блаженной кончины праведника вся местность вокруг келий исполнилась благовония, а лицо святого озарилось Божественной благодатью.

В 1670 году, при игумене Никите (1666-1675), во время ремонта каменного храма были обретены под каменной плитой нетленные мощи святого подвижника. 226 лет пробыли в земле святые мощи и силой Божественной благодати сохранялись нетленными. При Патриархе Иокиме (1674-1690) святые мощи вновь были погребены под спудом.

Немало чудес было явлено и при земной жизни, и до, и после его прославления в лике преподобных. По результатам исследований комиссии, посланной Патриархом Филаретом 24 июня 1619 года, более 50 человек по молитвам преподобного Макария получили исцеление от тяжелых недугов.

Известно также, что покровительством преподобного была сохранена жизнь Михаила Федоровича Романова. Впоследствии молодой царь совершил паломничество в Макарьевский Унженский монастырь по особому обету — для благодарного поклонения Феодоровской иконе Богоматери и святому угоднику и чудотворцу Макарию Желтоводскому и Унженскому за спасение и умиротворение Отечества и Церкви, за свое избрание и освобождение Патриарха Филарета из польского плена.

Основанные обители:

Предположительно 1390-е годы – Макариев-Решемский монастырь.
Основан как Богоявленская Макариевская мужская обитель; 1901–1920-е годы – Макариев-Решемский женский монастырь; c 1994 – Макариев-Решемский мужской монастырь; с 2006 года – Макариев-Решемский женский монастырь.

1435 год – Свято-Троицкий Макариев-Желтоводский монастырь.
Сожжён в 1439 году, возобновлён в 1620 году монахом Тетюшенского монастыря Авраамием; закрыт в 1927, возобновлён в 1992 году. C 1882 года – стал женским монастырём. У его стен проходила Макарьевская ярмарка.

1439 год – Свято-Вознесенский Макарьевский мужской монастырь.
"Макарьевская Свияжская подгородная" обитель; основана иноком Макарьевской Унженской пустыни Исаией по завещанию св. Макария Желтоводского, чудотворца Свияжского и Унженского, выбравшего это место для будущей обители еще в 1439 году.

1439 год – Макариев-Унженский Свято-Троицкий мужской монастырь.
Упразднён в 1929 году. Возобновлён в 1993 году как женский монастырь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий