7 июня в восстанавливающемся храме Богоявления в селе Рябово благочинным Лухского благочинного округа иереем Евгением Галкиным была отслужена Божественная Литургия.
Отрадно, что в селе возрождается полноценная духовная жизнь.
До революции церковь находилась в селе Богоявленское старое, которое в дальнейшем вошло в состав Худынского.
Согласно данным, опубликованным в 1863 г. И.Беляевым, в храме
существовали престолы: во славу Богоявления Господня и в честь Святителя
Николая, св. мученицы Параскевы, и преподобного Макария Унженского.
Эти места связаны с жизнью русского святого Макария Унженского
(1349-1444). Здесь, на противоположном берегу, у впадения р. Добрицы в
Лух, преподобный Макарий основал в начале XV века свой первый монастырь,
известный как Вход-Иерусалимский монастырь, а также как Болдырева или
Макарьевская Богоявленская Луховская пустынь. В начале XVII века
монастырь был разорён поляками, а в 1763 г. упразднён. До революции в
селе Болдырева пустынь (в 2-х верстах от Худынского, на противоположном
берегу Луха) существовала Богородицкая церковь, разрушенная в советское
время.
Рядом с храмом находится старинное кладбище. Здесь у кладбища, на берегу
Луха существует место, особо чтимое в память о пребывании здесь
преподобного Макария.
Церковь расположена в центре села, на высоком берегу, полого спускающемся к р. Лух. Территория храма, включающая старое кладбище (к северу от него), с трёх сторон окружена оградой 2-й пол. 19 в., западный отрезок которой проходит по красной линии главной улицы. Строительство церкви, заложенной, возможно, еще в 1-й четв. 19 в., было завершено в 1841 г. Кирпичные стены окрашены по штукатурке (у колокольни - по обмазке). Необычно крупная для сельской местности, своеобразная по объёмному построению церковь - интересный пример провинциального зодчества, сочетающий формы разных стадий развития классицизма. Большую художественную ценность представляет частично сохранившееся внутреннее убранство.
Тяжёлый массивный двусветный четверик со скруглёнными углами,
ориентированный по оси север-юг, служит основанием для мощного высокого
двухъярусного восьмерика, также растянутого в плане по поперечной оси.
Уплощённый восьмигранный купол с люкарнами по сторонам света увенчан
миниатюрным световым барабанчиком с луковичной главкой. Немного суженная
по отношению к четверику низкая апсида имеет нетрадиционную
дугообразную в плане форму. С запада к основному объёму примыкает такая
же низкая, сильно вытянутая по продольной оси трапезная, объединённая с
четырёхъярусной колокольней, увенчанной шпилем.
В
трактовке фасадов храма отразились черты раннего и зрелого классицизма с
отзвуками барокко. Чуть западающие скруглённые барочные углы четверика
отделаны ленточным рустом. Его боковые фасады в три оси (нижние проёмы
прямоугольные, верхние - круглые) акцентированы более поздними высокими
четырёхколонными тосканскими портиками с треугольными фронтонами. В
обработке стен первого низкого яруса восьмерика, каждая грань которого
прорезана крупным полуциркульным окном, также использован мотив руста,
веерообразно сходящегося к проёмам. Верхний ярус восьмерика завершён
антаблементом с дополнительной гладкой полосой, напоминающей аттик.
Диагональные грани раскрепованы в карнизе, на углах поставлены тонкие
трёхчетвертные тосканские колонки. Прямоугольные окна этих граней (как и
окна первого яруса четверика) дополнены прямыми сандриками на
консольках. Грани, ориентированные по сторонам света, акцентированы
большими арочными нишами. В поле ниши на уровне пят арки проходит
декоративный карниз, отделяющий полукруглую верхнюю часть арочного окна
от прямоугольной нижней, с трёхчетвертными ионическими колонками по
сторонам. Стены апсиды обработаны ленточным рустом, прерываемым арочными
нишами с прямоугольными окнами в них. Центральная ось выделена
ризалитом-портиком из четырёх спаренных на углах тосканских колонок,
поддерживающих антаблемент и треугольный фронтон. В трапезной поперечная
ось симметрии отмечена на фасадах фронтонными портиками из четырёх
тосканских колонн, поставленных вплотную к стенам. Над прямоугольными
окнами помещены горизонтальные филёнки.
Ярусы колокольни (квадратные со срезанными углами) с несколько
плоскостным декором выдержаны в позднеклассицистическом духе. Каждый из
них завершён мелко профилированным карнизом, в верхнем и нижнем ярусах
над ним имеются филёнчатые аттики. Срезанные углы двух верхних ярусов
украшены тосканскими полуколонками.
Четверик перекрыт сомкнутым восьмилотковым сводом на тромпах; апсида -
конхой; большой зал трапезной и выделенный в её западной части притвор -
лотковыми.
Наиболее ранняя роспись, выполненная клеевыми красками в 1840-х гг.,
расположена на западной стене четверика, а также - в виде орнамента - в
обрамлениях верхних окон. Вероятно, первоначально живописный декор этим
ограничивался. К нач. 20 в. относится масляная живопись на стенах
четверика и в алтаре. В трапезной роспись масляными красками исполнена в
1974 г., первоначальная стенопись - интересный образец монументальной
живописи сер. 19 в., композиции выполнены под влиянием барокко и
выделяются своей необычной иконографией. Колорит основан на холодных
разбелённых тонах, более интенсивно по цвету "Снятие с креста".
В своде написаны восемь сцен на тему "Сотворение мира", исполненные
бурной динамики. Необычно расположение в тромпах сюжетных сцен, из них
сохранилось лишь "Снятие с креста" (в северо-восточном тромпе). Эта
композиция явно ориентирована на западноевропейские барочные образцы,
судя по экзотическим одеяниям, подчёркнутой пластике объёмов и
напряжённой эмоциональности. На западной стене, над аркой помещена
уникальная по сюжету композиция "Истинное начертание беззаконного над
Иисусом приговора, найденного закопанным в земле Наканион", где
изображен Христос (в иконографии "Христос в темнице"), окружённый
членами синедриона, держащими в руках свитки с приговором.
Вторая группа росписей, типичных для нач. 20 в., содержит евангельские
сцены, выполненные в духе позднего академизма. Они расположены в нижнем
ярусе западной стены и в алтаре, где выделяется редко встречающаяся
сцена "Литургия Сергия Радонежского".
Главный четырёхъярусный иконостас выразительный памятник 1840-х гг. в
стиле позднего классицизма, отличающийся сложной монументальной
композицией. Его боковые грани слегка заходят на прилегающие стены, а
верхний ярус сужен. Иконы основных чинов одновременны иконостасу,
местного - 2-й пол. 19 в.
Средняя часть выделена эффектной аркой, опирающейся на четыре колонки.
Она украшена перспективно сокращающимися кессонами с розетками и пологим
фронтоном над ней. Повышенный центр верхних ярусов усиливает
устремлённость ввысь всего сооружения. Завершает иконостас сцена
"Воскресение", увенчанная резной короной. Разномасштабные колонки во
всех ярусах поддерживают антаблементы с богато украшенными резьбой
фризами. Отличающийся ясностью рисунка резной декор в обрамлениях икон и
в филёнках под ними включает розетки, пальметты, ветви лавра, орнамент в
виде лиры. Выделяется композиция в завершении второго яруса, состоящая
из двух коленопреклонённых ангелов (горельеф) в обрамлении нависающих
над ними драпировок. Фон иконостаса голубой, детали позолочены.
Царские врата, перенесённые сюда из более раннего иконостаса, - яркое
произведение в стиле барокко 2-й пол. 18 в. Состоят из пяти картушей
прихотливой формы с сочной объёмной резьбой. Иконы "Благовещение" и
евангелисты выполнены в духе древнерусской живописи кон. 17 в.
Композицию венчает изящная резная корзинка с букетом цветов. Киоты
(вероятно, также перенесённые) у боковых стен четверика с пышной
барочной резьбой относятся к кон. 18 - нач. 19 в. В трапезной
расположены два придельных иконостаса, соединённые аркой. Эти типичные
для русского стиля произведения, выполненные в кон. 19 в., представляют
собой небольшие двухъярусные сооружения с завершающим киотом по
центральной оси. Накладная и сквозная резьба, плотно покрывающая фризы и
царские врата, несколько тяжеловата в деталях. В северном приделе
сохранилась икона с изображением Макария Унженского и данного храма
Богоявления (видимо, копия его архитектурного проекта), имеющая надпись:
"Написана сия святая икона в 1843 г. декабря 15 в селе Палехе мает.
Григорием Хреновым".
В притворе находится иконостас простых форм нач. 20 в., на стенах -
иконы 19 в., написанные в традициях живописи 17-18 вв. Кирпичная
побелённая ограда скромный пример архитектуры малых форм периода
эклектики. На невысоком цоколе установлены столбы, соединённые изящной
металлической решёткой. В западной стороне ограды, напротив колокольни
расположены ворота с высоким центральным проездом и пониженными проёмами
калиток (все с арочными профилированными завершениями и килевидными
подвышениями внешнего абриса).
Беляев, 1863, с. 212-213.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 672-677
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 672-677
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий